Схема обращения с медицинскими отходами – обязательный документ, который закрепляет правила их сбора, хранения, обработки и транспортировки. Составлять и утверждать ее предписывает пункт 164 СанПиН 2.1.3684-21, а в пункте 168 приведено ее примерное содержание.
Тем не менее на практике организации, взаимодействующие с медотходами, нередко сталкиваются с трудностями. Законодательство не предусматривает примерных форм и не дает инструкций по составлению таких документов. Ранее компания «МЕДСЕРВИС 24» рассказывала о схеме обращения с медицинскими отходами в общих чертах. В этот раз уделим больше внимания практической составляющей.
С чего начать
СанПиН 2.1.3684-21 дает общее представление о том, какую информацию следует включать в схему обращения с медотходами. Однако, как многие другие юридически значимые документы, начать ее лучше с общих положений. В этом разделе можно отразить:
- Общие сведения об организации: название, номер лицензии, адрес ведения деятельности.
- Общие сведения о ее деятельности: медицинские направления или краткий перечень услуг, структурные подразделения, кабинеты.
- Нормативную базу: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, которым утвержден упомянутый СанПиН.
- Основные понятия: определения терминов, используемых в тексте, которые могут вызвать затруднения у сотрудников.
- Ответственные лица: наименования должностей, основания наделения полномочиями.
Схема может начинаться с первого же листа, а может иметь обложку. Главное, чтобы на первой странице была отметка об утверждении ее руководителем организации.
Количественный и качественный состав медотходов
Основная часть схемы начинается с характеристики медицинских отходов, образующихся в данной организации. Строгих требований к формату предоставления этой информации нет. На практике реализуются следующие варианты:
- Один раздел – один класс. Например, перечисляя отходы класса А, автор последовательно описывает их виды, места и среднемесячный объем образования, срок хранения, периодичность вывоза.
- Один раздел – один аспект. Например, в разделе «Качественный состав» друг за другом перечисляются наименования медотходов каждого класса. В разделе «Количественный состав» приводится прогнозируемый объем по каждому классу.
- Сводная таблица. В этом случае все аспекты обращения с отходами всех классов собраны в единой таблице. При небольшом объеме информации повышается ее наглядность. Если данных много, таблица получается слишком громоздкой.

Как видим, другие обязательные структурные элементы схемы – порядок сбора, кратность вывоза – часто рассматриваются в комплексе с количественным и качественным составом.
Потребность в таре и расходных материалах
Этот аспект всегда лучше рассматривать отдельно. Продолжительность плановых периодов определяет организация, исходя из масштабов деятельности – на сутки, неделю, месяц или год.
Рекомендуем расписать этот пункт как можно более подробно – по всем необходимым видам упаковки для медицинских отходов:
- одноразовые пакеты для класса А;
- мягкая тара для классов Б и В (по отдельности);
- контейнеры для классов Б и В (по отдельности);
- емкости для сбора острых инструментов;
- иглоприемники;
- емкости для класса Г.

В этот раздел включают также дезинфицирующие средства и уборочные принадлежности. Здесь же можно рассчитать потребность в средствах индивидуальной защиты и спецодежде.
Способы обеззараживания, обезвреживания и дезинфекции
Организация самостоятельно выбирает способы обеззараживания, обезвреживания и дезинфекции.
Выбранные методы должны соответствовать требованиям, предъявляемым пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21.
Санитарные правила не регулируют, насколько подробно нужно описывать эти способы. Но, как минимум, перечисление их наименований с указанием используемого оборудования в тексте должно быть.
Порядок действий при непредвиденных ситуациях
По сути, это два самостоятельных раздела, касающиеся повреждения упаковки с медотходами и аварийной остановки оборудования для их обеззараживания.
В первом случае это инструкция, во многом повторяющая содержание пунктов 198 и 199 СанПиН 2.1.3684-21. Однако для удобства использования вытекающие из них правила формулируют пошагово и более простым языком.
Во втором случае план действий придется продумать самостоятельно. При наличии затруднений лучше проконсультироваться с юристом.
В медицинских организациях нередко добавляют еще одну инструкцию – на случай получения сотрудником травмы во время проведения инвазивных процедур. Ориентироваться нужно на пункты 195–197 санитарных правил, но предоставлять информацию в более понятном формате для персонала.
Организация гигиенического обучения работников
К составлению этого текста рекомендуем привлечь специалиста по охране труда. Преимущественно раздел посвящен инструктажам, поэтому важно учитывать порядок их проведения, утвержденный Постановлением Минтруда и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29.
Основы гигиенического обучения работников, взаимодействующих с медицинскими отходами, включены во вводный и первичный инструктажи.
Нередко базовые правила гигиенической безопасности приводят в отдельном разделе схемы обращения с медотходами. Законодатель делать этого не обязывает, но и не запрещает.
Комментарии
Комментариев: (0)
Оставьте комментарийСпасибо за оставленный комментарий!