Сфера обращения с медицинскими отходами строго регламентируется законодательством. Поэтому наши клиенты часто интересуются, на какие нормы опираться в случае возникновения спорных вопросов. Сегодня наши юристы дают разъяснения по этой теме.

СанПиН – основа всего
Базовый нормативный правовой акт, регулирующий обращение с медоходами, – это СанПиН 2.1.3684-21, утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3. Он действует почти два года и заменил собой профильный СанПиН 2.1.7.2790-10.
Обращаем внимание на то, что медотходов касается не весь документ, а только раздел X.
Из него можно получить практически всю информацию, касающуюся правил работы с медотходами:
- их классификация и морфологический состав;
- требования к схеме обращения с медотходами, утверждаемой организацией;
- порядок сбора и упаковки медотходов каждого класса;
- способы и методы дезинфекции эпидемиологически опасных веществ;
- требования к дезактивации токсикологически опасных отходов;
- условия транспортировки;
- правила поведения при экстренных ситуациях.
Все материалы, которые вы читаете в блоге «МЕДСЕРВИС 24», основываются на данных санитарных правилах или разъясняют отдельные их пункты.
Смежные НПА
Одним СанПиНом законодательная база в нашей сфере не ограничивается. Есть набор других нормативных правовых актов, содержание которых также следует учитывать. Иногда медицинских отходов в них касаются небольшие фрагменты, но они тоже заслуживают внимания:
- Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ. Касается отходов в целом. К медицинским отходам его положения применимы в вопросах, не урегулированных профильным законодательством.
- Статья 49 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ. Охрана здоровья неразрывно связана с медицинской и фармацевтической деятельностью. Следовательно, тему медотходов здесь нельзя было не осветить.
- Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 №681. Оно устанавливает критерии опасности медотходов, положенные в основу их классификации.
Минприроды в Письме от 04.02.2022 №25-47/3539 пояснило, что ФЗ №89 не применяется к сфере обращения с медотходами в контексте лицензирования, подачи отчетности и расчета нормативов отходов.
Новшество по отчетности
Субъекты, производящие обычные отходы, уже давно отчитываются об их объемах и степени опасности в соответствии с указаниями Минприроды. На медотходы это требование не распространялось.
Однако с этого года мы столкнулись с нововведением. Приказом Росстата от 30.12.2022 №993 утверждена форма № 2-Медотходы «Сведения об обращении с медицинскими отходами» для ежегодной отчетности по ним. Ее подают все организации и индивидуальные предприниматели, которые производят медотходы классов Б, В и/или Г, а также более 100 кг в год класса А.
Ответственность за нарушение законодательства
Административная ответственность за нарушение санитарных правил в сфере обращения с отходами в целом регулируется статьей 6.35 КоАП РФ, за пренебрежение правилами охраны окружающей среды – статьей 8.2 КоАП РФ.
Отдельной статьи за противоправные деяния, связанные с медицинскими отходами, пока нет.
За непредоставление новой формы отчетности субъекта ожидает ответственность по статье 13.19 КоАП РФ.
Уголовная ответственность за нарушение правил обращения с отходами тоже возможна. Исходя из статьи 247 УК РФ она наступает при:
- создании угрозы нанесения существенного ущерба окружающей среде или здоровью человека;
- фактическом загрязнении окружающей среды;
- фактическом причинении вреда здоровью людей или животных;
- смерти человека или массовой заболеваемости.
Соответственно, возможна и гражданско-правовая ответственность перед пострадавшими людьми. Они вправе требовать возмещения затрат на лечение и компенсации морального вреда.
Комментарии
Комментариев: (0)
Оставьте комментарийСпасибо за оставленный комментарий!