Отходы, которые представляют реальную угрозу для природы и здоровья и жизни людей, делят на пять классов опасности. К I–IV классам относятся крайне опасные вещества, а к V – те, которые сильного вреда не несут. Для каждого вида предусмотрены строгие правила по сбору и переработке. Если у какой-либо организации образуются особо опасные отходы (то есть I–IV классов), то на них обязательно нужно оформлять специальный паспорт. Что это такое и как его получить, расскажем в статье.
Кому нужен паспорт
Отходы I–IV классов обладают высокой степенью токсичности и крайне негативно влияют на природу и здоровье людей. Воздействие некоторых компонентов может привести к непоправимым изменениям в экосистеме. К таким веществам относятся ртутьсодержащие изделия и приборы, отходы асбеста, серная кислота, щелочь из аккумулятора, соли свинца и другие.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» все предприятия, у которых в процессе производства образуются отходы I–IV классов, должны иметь паспорт отходов. Это документ, содержащий полные сведения о виде отходов, их составе, основных свойствах и уровне опасности.
Отходы V класса не представляют серьезной угрозы, поэтому паспорт на них не требуется.
Правила оформления паспорта опасных отходов
Порядок оформления паспортов утвержден Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 и не распространяется на радиоактивные, биологические, а также медицинские отходы.
Документ составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по установленной типовой форме.
В паспорте должны быть обязательно указаны следующие данные:
- вид отхода по федеральному классификационному каталогу (ФККО);
- условия образования и происхождение данного вида отхода;
- его химический состав;
- его физическая форма или агрегатное состояние (твердый, жидкий, суспензия, сыпучий и т. д.);
- реквизиты организации.
Для того чтобы определить точный химический состав отходов, предприятиям придется сперва обратиться в аккредитованную лабораторию. Там смогут провести исследования и подтвердить, к какому именно классу опасности можно отнести то или иное вещество. И уже после проведенного анализа данные вносят в паспорт.

Если образуются отходы, которых нет в ФККО, нужно обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора. Там следует получить подтверждение того, что данный вид отходов относится к определенному классу опасности. Причем сделать это нужно в течение 90 дней со дня появления на предприятии опасных отходов. После получения подтверждения необходимо в течение месяца оформить соответствующий паспорт.
По сроку действия паспорт не ограничен. Вносить в него какие-либо изменения нельзя. Переоформить паспорт придется в следующих случаях:
- если изменился адрес или наименование предприятия (для юридических лиц);
- если изменилась фамилия и имя, место жительства (для ИП);
- если на производстве изменилась технология процесса, в ходе которого появлялись опасные отходы.
Паспорт хранится у составившего его лица, направлять его куда-либо не требуется.
Для чего требуется паспорт
Отходы I–IV классов должны правильно и безопасно перерабатываться. Согласно новому Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 делать это могут только специализированные компании, у которых есть лицензия.
Такие организации, которым вы сдаете опасные отходы, должны иметь исчерпывающие сведения о составе отходов. Эта информация как раз и содержится в паспорте. Его необходимо предъявить организации, занимающейся переработкой, в момент вывоза отходов с территории предприятия. Из паспорта будет понятно, как правильно организовать перевозку, хранение и утилизацию.
Дополнительная документация по отходам
Согласно ст. 19 Закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все предприятия должны проводить учет движения отходов за определенный отчетный период. В специальные таблицы, образцы которых предусмотрены Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1028, вписывается информация о видах отходов, их класс опасности, а также фактический объем образовавшихся и утилизированных отходов.
К слову, учет должен вестись по всем видам отходов, а не только по опасным. То есть если у вас образуются исключительно обычные бытовые отходы, вы все равно должны вносить информацию о них в отчетные документы.
Помните! Отсутствие паспорта отходов и отчетов может повлечь наложение административного штрафа:
- для должностных лиц он составит от 20 до 40 тыс. рублей;
- для ИП – от 40 до 60 тыс. рублей.;
- для юридических лиц – от 200 до 350 тыс. рублей.
Неправильное обращение с крайне опасными отходами подвергает риску не только сотрудников организации, но и экосистему в целом. Компания «МЕДСЕРВИС 24» предлагает услуги по транспортировке и переработке отходов класса Г, к которому относятся отходы I–IV классов. Мы имеем лицензию, используем проверенное оборудование только от надежных поставщиков и строго соблюдаем все санитарные нормы.
Комментарии
Комментариев: (0)
Оставьте комментарийСпасибо за оставленный комментарий!