Пробелы в системе утилизации медицинских отходов

Главная Блог Медотходы и особенности обращения с ними Пробелы в системе утилизации медицинских отходов
Время чтения: 17 минут

Несмотря на то, что санитарно-эпидемиологические правила в отношении медицинских отходов действуют с 2011 года, они далеки от совершенства. В этой сфере много непонятных и спорных моментов. По незнанию теории или непониманию практики многие представители ЛПУ неосознанно нарушают требования и подвергают риску себя, окружающих, случайных людей, экологию. Рассмотрим, где ошибаются чаще всего.

На фото – шахматные фигуры
В нашей стране единицы умеют и хотят правильно обращаться с опасными медицинскими отходами

Путаница с лицензированием

Нужна ли лицензия на обращение с медицинскими отходами? Однозначного ответа нет. В соответствии c ФЗ «Об отходах производства и потребления», «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также «Об охране окружающей природной среды», с 1 июля 2016 года обязательному лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортировке, утилизации отходов I–IV классов опасности.

Напомним, медицинские отходы классов А–Г и классы опасности I–IV – это разные классификации. Отходы классов А, Б и В не имеют ничего общего с классами опасности I–IV и не требуют наличия лицензии.

Отходы класса Г принадлежат одновременно к классам опасности I–IV (в СанПиН 2.1.7.2790-10 читаем: «Класс Г – токсикологически опасные отходы 1–4 классов опасности»). Выходит, что, если организация вывозит ртутные лампы и термометры, по закону она должна иметь лицензию. В то время как на утилизацию лекарственных препаратов с просроченным сроком годности это требование не действует.

Тем не менее путаница между этими классификациями до сих пор существует: законодательство же не спешит вносить ясность.

В ФККО – Федеральном классификационном каталоге отходов – бой стеклянных ртутных ламп и термометры с остатками ртути относят к классу опасности I. Но в СанПиН 2.1.7.2790-10 они принадлежат к классу Г. Так какому документу верить и нужно ли лицензировать вывоз этих отходов?

Обеззараживание и обезвреживание: есть ли разница?

Разница есть и существенная. Тем не менее в СанПиН 2.1.7.2790-10 эти понятия подаются как взаимозаменяемые, например «V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В».

  • Обеззараживание – это временная мера химического или физического воздействия на медицинские отходы до их утилизации. Обеззараживают медотходы в ЛПУ, до вывоза, в автоклавах или погружая в дезрастворы. Это позволяет избежать распространения опасных инфекций внутри больницы. Захоронять на полигонах ТБО после такой обработки их нельзя.
  • Обезвреживание – процесс переработки отходов, вследствие которого они изменяют первоначальную форму, превращаются в безопасные ТБО и пригодны для захоронения на полигонах. Самый популярный метод обезвреживания – сжигание в инсинераторной печи.
На фото – инсинераторная печь
После сжигания объем отходов уменьшается примерно в 10 раз
Как долго можно хранить медотходы, обеззараженные химическим способом? Этого не знает даже СанПиН. Поэтому сегодня каждый действует на свое усмотрение. Вследствие длительного хранения отходы накапливаются – возрастает риск их случайной замены на необеззараженный мусор. Причина проблемы все та же – отсутствие строгих регламентов.

Путаница с централизованной и децентрализованной утилизацией медотходов

В СанПиН четко прописана разница между этими понятиями и алгоритм действий медработников в каждом случае. Но не все ЛПУ соблюдают требования, поскольку по факту информация в санитарно-гигиенических нормах устарела.

При централизованной системе утилизации отходы вывозят за пределы больницы, на определенный завод, где их обезвреживают. В Москве этот способ не практикуют. В столичных медучреждениях действует децентрализованная система: участки по обращению с отходами есть на территории каждого ЛПУ.

Согласно СанПиН, медотходы в медучреждениях с децентрализованной системой утилизации можно предварительно не обеззараживать, если от момента их образования до вывоза прошло не более 4 часов. Ранее это правило позволяло многим медучреждениям снижать затраты на дезинфицирующие средства, однако теперь ситуация поменялась.

Ввиду отсутствия централизованной системы утилизации и сложной экологической ситуации Роспотребнадзор ужесточил требования к обработке медотходов. Теперь все ЛПУ обязаны предварительно обеззараживать их в местах образования. Эта мера направлена на то, чтобы максимально сократить стихийный выброс эпидемиологически опасных медотходов на полигоны ТБО и «серые свалки».

На фото – химическое обеззараживание медотходов
Все ЛПУ в Москве обязаны обеззараживать медотходы

Правильно ли сжигают сегодня медотходы

То, что медицинские отходы нужно сжигать, знают все. Но как правильно их сжигать – знают единицы. Некоторые операторы инсинераторных печей делают это правильно – обрабатывают мусор в течение 40 минут при температуре 1200 °С, после чего отходы получаются обезвреженными. Другие не заморачиваются: помещают мусор на 10–15 минут, экономят на температуре сжигания, в итоге отходы остаются потенциально опасными, несмотря на то, что по факту прошли процедуру обезвреживания.

Проблема в том, что сегодня не существует четких правил сжигания медицинских отходов в инсинераторах и схемы контроля этого процесса. Поэтому эффективность такого обезвреживания по-прежнему на совести сотрудников. Львиная доля мусора все так же поступает на полигоны с активной патогенной микрофлорой и жизнеспособными вирусами.

Кто имеет право вывозить золу от сжигания медицинских отходов

После обезвреживания медотходов путем сжигания образуется зола. В ФККО она называется «зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция» и принадлежит к IV классу опасности.

Право на обращение с такими отходами имеют только организации с лицензией, в которой указан соответствующий код ФККО – 7 47 841 11 49 4. Сегодня же этой деятельностью занимаются в том числе транспортные компании, которые не получали такой лицензии, то есть фактически они нарушают закон.

На фото – зола
Зола после сжигания медицинских отходов принадлежит к IV классу опасности: на ее вывоз нужна специальная лицензия

Транспортировка медотходов: по правилам vs на практике

Закон обязывает перевозить медицинские отходы в контейнерах, но на практике это требование часто не соблюдают. Пакеты с отходами класса А и Б часто возят совместно, складируют в кузов друг на друга, а иногда к ним присоединяют чрезвычайно опасные отходы класса В, например из тубдиспансеров. После транспортировки хрупкая тара повреждается, мусор частично высыпается и перемешивается – отходы классов Б и В впоследствии ошибочно идентифицируют как А и отправляют на полигоны ТБО.

Проблема будет актуальна до тех пор, пока на законодательном уровне не разработают строгий регламент перевозок медотходов – с требованиями и штрафными санкциями за нарушения.

Незаконное захоронение – бич современного мира медотходов

Несмотря на требования СанПиН, некоторые недобросовестные подрядчики по-прежнему вывозят медотходы не на утилизацию, а на обычные свалки, без предварительного обезвреживания. Отходы накапливаются в ангаре или на удаленной ферме, а затем под видом ТБО незаконным путем доставляются на полигон.

К сожалению, наше государство еще не созрело для усиленного контроля над утилизацией медицинских отходов. Существует множество лазеек и способов обойти закон без административной или уголовной ответственности, чем и дальше пользуются недобросовестные участники процесса.

В крупных городах практически все больницы нарушают санитарно-гигиенические нормы и часто выбрасывают опасные медицинские отходы на обычные свалки. Некоторые медучреждения игнорируют предварительное обеззараживание, несмотря на наличие на территории ЛПУ необходимого оборудования.

Будут ли улучшения?

В марте 2019 года в Минюст России представили на государственную регистрацию Постановление Главного государственного санитарного врача РФ о поправках к действующему СанПиН 2.1.7.2790-10. В нем были запланированы такие изменения:

  • отходы классов Б и В предложили включить в ФККО с соответствующей маркировкой (это позволило бы отрегулировать обращение с опасными отходами в едином ключе);
  • в случае введения первого пункта возник бы вопрос о лицензировании компаний, которые занимаются сбором, утилизацией и обезвреживанием медицинских отходов.

К сожалению, попытка усовершенствования законодательства так и осталась безуспешной. В первоначальном виде Постановление не было зарегистрировано Минюстом и требовало доработки. Дальнейшие попытки повлиять на ситуацию на законодательном уровне не предпринимались. Поэтому участники рынка утилизации медотходов не получили ответы на свои вопросы:

  • Чего ожидать в следующем году?
  • Нужно ли будет лицензировать деятельность?
  • Будет ли принят новый вариант СанПиН?

В системе обращения с медотходами сегодня еще много непонятного, а вопросов – больше, чем ответов. Но очевидно одно: проблему нужно решать уже сейчас, а не по мере накопления и роста опасного мусора в геометрической прогрессии. Сейчас, пока еще можно взять под контроль процесс обеззараживания и утилизации. Сейчас, пока еще не наступили необратимые процессы.

Мы знаем врага в лицо и понимаем слабые места, но, к сожалению, единичными усилиями глобальную проблему загрязнения экологии не решить. Остается планомерно и настойчиво действовать по закону, подавать пример остальным и надеяться, что новый, усовершенствованный вариант СанПиН таки примут!

Комментарии

Комментариев: (0)

Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Спасибо за оставленный комментарий!


Получите презентацию компании в pdf

Рассчитать стоимость контракта