Что нужно знать о паспортизации отходов

Главная Блог Медотходы и особенности обращения с ними Что нужно знать о паспортизации отходов
Время чтения: 5 минут

Процесс обращения с отходами в нашей стране строго регламентируется. Территориальные органы Росприроднадзора получают оперативную информацию о ситуации в регионе. Мусору, представляющему опасность для человека и экологии, присваивают определенный статус и составляют для него паспорт отходов. Насколько актуально это в медицинской сфере?

На фото – отходы на предприятии
Паспортизации подлежат в основном опасные промышленные отходы

Что такое паспорт отходов и кому он нужен

В Федеральном законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» четко указано, кому и в каких случаях нужен паспорт. Требование распространяется исключительно на отходы I-IV классов опасности.

Паспорт содержит информацию об отходе – происхождение, состав, свойства, условия и объекты размещения, реквизиты организации. Также в нем указывают технологии использования и обезвреживания мусора.

Отходы, подлежащие паспортизации, образуются на территории большинства предприятий и даже в небольших офисах, где используют люминесцентные лампы. Документ необходим на всех этапах – от сбора до захоронения. Также данные из него учитывают при расчете лимитов образования отходов.

Ответственность за правильность заполнения и актуальность информации в паспорте ложится на руководителя предприятия. Документ не ограничен в сроке действия. При смене технологического процесса, во время которого образуется такой мусор, или при новшествах в классификаторе в него необходимо внести изменения.

Какие отходы не требуют паспортизации

Согласно закону № 89-ФЗ, паспортизации подлежат отходы I-IV уровней опасности. Однако, несмотря на степень опасности, в паспорте, согласно закону, не нуждаются:

  • отходы, образованные в ходе работы лечебно-профилактических учреждений;
  • вредные вещества, выброшенные в атмосферу;
  • биологические и радиоактивные отходы, в том числе люминесцентные лампы и ртутьсодержащие приборы из ЛПУ;
  • вредные вещества, выбрасываемые в водоемы.
На фото – медицинские отходы класса «Г»
На фото – медицинские отходы класса «Г»
Токсичные отходы из медучреждений не требуют паспортизации

Какая информация содержится в паспорте отхода

В документе указывают:

  • Наименование предприятия.
  • Наименование по Федеральному классификатору отходов (ФККО) и дата его присвоения.
  • Агрегатное состояние – порошок, твердое, паста, шлам, жидкое.
  • Химический состав в процентах.
  • Процесс, в результате которого произведен отход.
  • Класс опасности.
На фото – паспорт отходов
Так выглядит паспорт отходов IV класса опасности
Отсутствие паспорта опасных отходов расценивается как нарушение закона и облагается, в соответствии со статьей 8.2 КоАП, штрафом от 10 000 до 30 000 рублей для физических лиц и от 100 000 до 250 000 руб. – для юридических. Также деятельность предприятия может быть приостановлена на 90 дней.

Как разрабатывают паспорт отходов: этапы

Разработать паспорт отходов может собственный эколог, работающий на предприятии, но чаще эту задачу доверяют сторонним специалистам. Поэтапно процесс выглядит так:

  • Сбор сведений об источнике образования (осмотр цехов, анализ документов, регламентов и т. д.).
  • Отбор проб.
  • Лабораторные исследования проб на предмет определения состава.
  • Соотнесение с нужным классом опасности согласно ФККО.
  • Утверждение паспорта руководителем предприятия.
  • Направление копий паспорта и результатов лабораторных исследований в Росприроднадзор.
На фото – эколог
Разработкой паспорта отходов занимаются экологи

Нужно ли делать паспорт на медицинские отходы

Перечень всех видов отходов представлен в Федеральном каталоге – ФККО. Они классифицируются по происхождению, агрегатному состоянию, химическому составу и экологической опасности. В списке есть и медицинские, а также отходы после их обеззараживания или утилизации. Однако это, по сути, ни о чем не говорит.

Нужен ли паспорт для опасного отхода, регламентирует закон «Об отходах производства и потребления». Сегодня его действие не распространяется на медицинские отходы. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, чья деятельность связана с образованием медотходов, руководствуются совершенно другой законодательной базой и не должны подтверждать класс опасности использованных медицинских инструментов или изделий.

Законодательство не обязывает медучреждения оформлять паспорта, в том числе на токсикологически опасные медицинские отходы класса «Г» – ртутьсодержащие приборы, непригодные дезинфицирующие средства, лекарственные препараты. Это, однако, не значит, что обращение медотходов происходит бесконтрольно.

Медицинские отходы также делят на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, по уровню негативного воздействия на окружающую среду. Обращение с ними регламентирует СанПиН 2.1.7.2790-10 – именно на него необходимо ориентироваться в отношении документации.


Получите презентацию компании в pdf

Рассчитать стоимость контракта