Законопроект об изменении системы утилизации медотходов: мнение эксперта

Главная Блог Законодательство и медотходы Законопроект об изменении системы утилизации медотходов: мнение эксперта
Время чтения: 10 минут

Недавно одно авторитетное медицинское издание обратилось к нам с просьбой дать экспертную оценку законопроекту № 365183-8, который будет обсуждаться в Госдуме в ходе осенней сессии. Инициатива касается изменения системы утилизации медицинских отходов. Сегодня мы даем краткий обзор этого законопроекта и приводим мнение директора «МЕДСЕРВИС 24» Антона Александровича Сироткина, которое он выразил в упомянутом интервью с опорой на многолетний опыт работы и юридические компетенции.

Статус законопроекта № 365183-8
Статус законопроекта на 27.07.2023

Суть законопроекта

За те 10 лет, что Антон Александрович работает в отрасли, серьезных и значимых изменений в системе утилизации медицинских отходов не происходило. Новый закон обещает разрешить ряд спорных вопросов:

  • непосредственно передать медотходы класса А и частично класса Г в ведение региональных операторов по обращению с ТКО;
  • устранить сомнения в том, что после обеззараживания медотходы классов Б и В не приравниваются к ТКО;
  • отдать приоритет физическим методам дезинфекции эпидемиологически опасных медотходов перед химическими;
  • закрепить приоритет термического обезвреживания над остальными;
  • зафиксировать обязанность организаций отчитываться по обращению с медотходами перед Роспотребнадзором;
  • уточнить правовой статус организаций, занимающихся транспортировкой медотходов;
  • передать Правительству РФ компетенцию по утверждению правил обращения с медотходами.

Всего изменены будут 4 федеральных закона. Более подробно о грядущих поправках к законодательству мы расскажем в следующих публикациях. А сейчас перейдем к комментариям А.А. Сироткина.

Главный недостаток нынешней системы

Антон Александрович полагает, что главным недостатком системы утилизации медотходов, которая функционирует в России сейчас, является отсутствие сквозного контроля на всех этапах обращения с ними.

Решением этой проблемы стало бы внедрение национальной системы маркировки по аналоги с «Честным знаком».

Это, с одной стороны, сохранило бы существующую конкуренцию, а с другой – избавило бы рынок от недобросовестных участников со всех трех сторон:

  • организаций, производящих отходы;
  • транспортирующих компаний;
  • субъектов, осуществляющих обезвреживание.

Борьба с ним особенно важна, поскольку проблемы действительно присутствуют по всем перечисленным направлениям.

Организации, производящие медотходы

С точки зрения А.А. Сироткина, в обоих секторах – государственном и частном – существуют принципиальные проблемы. В первом случае это:

  • недостаточное выделение бюджетных средств на обращение с медицинскими отходами;
  • отсутствие холодильного и морозильного оборудования;
  • поверхностный подход к организации мест хранения медотходов;
  • нехватка возможностей для абсолютного соблюдения требований к маркировке и обеззараживанию.

Что касается коммерческого сектора, то там мы сталкиваемся с реальным нежеланием сдавать медотходы, поскольку за это нужно платить.

Недобросовестные организации предпочитают медотходы выбрасывать как бытовой мусор, а акты вывоза покупать у таких же недобросовестных транспортных компаний. В лучшем случае они «для вида» сдают небольшой объем на утилизацию, но основная масса все же отправляется на помойку. Так нарушители экономят средства.

Транспортные компании

Нарушений со стороны транспортных организаций, по наблюдениям Антона Александровича, тоже немало. Но обычно они сводятся к упомянутой торговле актами вывоза и свозом медотходов в ненадлежащие места:

  • в другой регион;
  • на полигон ТБО;
  • в лес или овраг;
  • на заброшенную ферму.

Сюда же можно отнести и доставку медицинских отходов недобросовестным субъектам, занимающимся утилизацией. Ведь задача транспортной организации – не просто вывезти мусор, а позаботиться о том, чтобы эпидемиологически и токсикологически опасные отходы были уничтожены надлежащим образом.

Субъекты обезвреживания

По этому направлению у А.А. Сироткина немного информации, поскольку «МЕДСЕРВИС 24» работает только с добросовестными субъектами обезвреживания. Но в отрасли курсируют сведения о допускаемых нарушениях.

Неоднократно упоминались помещение надлежаще упакованных медотходов в черные мешки для вывоза на полигоны и передача опасного пластика (например, от шприцев или капельниц) во вторичное производство.

Что даст новый закон

Антон Александрович предполагает, что изменения будут лишь формальными и на практике обозначенных проблем не решат. В частности, это касается закрепления отдельных классов медотходов за регоператорами. К тому же в этом случае велика вероятность увеличения цены и ухудшения качества услуг.

Участие региональных операторов исключает действие базового закона рыночной экономики, когда цена устанавливается при достижении равновесия спроса и предложения.

Генеральный директор «МЕДСЕРВИС 24» считает, что менять законодательство необходимо в направлении установления сквозного контроля. В этом контексте положительной оценки заслуживает закрепление обязанности отчитываться по объемам образованных медотходов и действиям с ними.

Комментарии

Комментариев: (0)

Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Спасибо за оставленный комментарий!


Получите презентацию компании в pdf

Рассчитать стоимость контракта