+7 (495) 620-09-98

Правовое регулирование вывоза медотходов класса «Г» (по результатам судебного заседания)

Просроченные лекарственные препараты принадлежат к категории медицинских отходов класса «Г». В их составе есть опасные для человека и окружающей природы токсичные компоненты. Нужна ли лицензия на вывоз такого мусора?

Однозначного ответа нет: у каждой из сторон – своя правда, подкрепленная санитарными нормами, законами и постановлениями. В судебной практике есть немало споров, которые подтверждают неопределенность ситуации.

Один из случаев, в котором со стороны заявителя принял участие руководитель компании «МЕДСЕРВИС 24», произошел в судебной практике в мае 2021 года. Арбитражный суд города Москвы рассмотрел дело, где фигурировали медицинские отходы класса «Г» – просроченные лекарственные средства.

В судебной практике встречаются дела о лицензировании вывоза медотходов класса «Г»

Что стало причиной спора?

Предыстория такова. В споре участвовали две стороны: исполнитель ООО «СКМ-ГРУПП» и заказчик ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России. Объект закупки – вывоз и утилизация медицинских отходов класса «Г» (просроченные лекарства). Заказчик не допустил компанию к закупочной процедуре, мотивируя это тем, что у нее нет лицензии на утилизацию медотходов этого класса.

Как развивались события дальше?

ООО «СКМ-ГРУПП» подало жалобу в антимонопольный комитет о неправомерном требовании заказчика. Удовлетворить ее Федеральная антимонопольная служба отказалась. По ее мнению, деятельность по утилизации медотходов класса «Г» требует лицензирования. Чтобы оспорить решение антимонопольного комитета, заказчик обратился в Арбитражный суд Москвы. Однако и там заявленные требования не были удовлетворены, и вот почему.

Арбитражный суд Москвы принял решение: лицензия на вывоз просроченных лекарств нужна

Какова логика судебного решения?

Решение административного суда было однозначным: заказчик действовал правомерно, когда требовал от закупщика наличие лицензии на утилизацию медицинских отходов класса «Г».

Мнение Росприроднадзора

И все бы ничего, если бы мнения не разошлись. В Федеральной службе по надзору в сфере природопользования считают иначе, причем не просто считают, а имеют тому логическое объяснение.

В Приказе Росприроднадзора № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» отходы при обезвреживании медицинских и биологических отходов подаются под кодом 7 47 800 00 00 0. Класс опасности для них не установлен. Поэтому лицензия на обращение с таким мусором, по логике Росприроднадзора, не нужна. Аналогичного мнения придерживается и Роспотребнадзор.

В Росприроднадзоре считают, что вывозить медицинские отходы класса «Г» можно без лицензии

О чем это говорит?

Судебных решений, охватывающих лицензирование медицинских отходов класса «Г», не так много, чтобы делать глобальные выводы. Тем не менее административные органы практически всегда склоняются к тому, что лицензия нужна, и это должна быть лицензия на обращение с отходами I–IV классов опасности. Правовая система России основывается на статутах, а потому судебные прецеденты только могут учитывать решения по рассмотрению других аналогичных дел. Однако судебные арбитры изучают подобную практику и опираются на нее при схожих обращениях.

На сегодня очевидно одно: сфера законного регулирования утилизации медотходов еще далека от совершенства. Участникам этой отрасли, видимо, не раз предстоит столкнуться с перипетиями закона и юридическими нюансами. На чьей стороне правда – Арбитражного суда или Росприроднадзора – и нужна ли действительно лицензия на вывоз медицинских отходов? Пока этот вопрос так и остается без однозначного ответа.

Читайте также