Процесс обращения с отходами в нашей стране строго регламентируется. Территориальные органы Росприроднадзора получают оперативную информацию о ситуации в регионе. Мусору, представляющему опасность для человека и экологии, присваивают определенный статус и составляют для него паспорт отходов. Насколько актуально это в медицинской сфере?
В Федеральном законе № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» четко указано, кому и в каких случаях нужен паспорт. Требование распространяется исключительно на отходы I-IV классов опасности.
Паспорт содержит информацию об отходе – происхождение, состав, свойства, условия и объекты размещения, реквизиты организации. Также в нем указывают технологии использования и обезвреживания мусора.
Отходы, подлежащие паспортизации, образуются на территории большинства предприятий и даже в небольших офисах, где используют люминесцентные лампы. Документ необходим на всех этапах – от сбора до захоронения. Также данные из него учитывают при расчете лимитов образования отходов.
Ответственность за правильность заполнения и актуальность информации в паспорте ложится на руководителя предприятия. Документ не ограничен в сроке действия. При смене технологического процесса, во время которого образуется такой мусор, или при новшествах в классификаторе в него необходимо внести изменения.
Согласно закону № 89-ФЗ, паспортизации подлежат отходы I-IV уровней опасности. Однако, несмотря на степень опасности, в паспорте, согласно закону, не нуждаются:
В документе указывают:
Отсутствие паспорта опасных отходов расценивается как нарушение закона и облагается, в соответствии со статьей 8.2 КоАП, штрафом от 10 000 до 30 000 рублей для физических лиц и от 100 000 до 250 000 руб. – для юридических. Также деятельность предприятия может быть приостановлена на 90 дней.
Разработать паспорт отходов может собственный эколог, работающий на предприятии, но чаще эту задачу доверяют сторонним специалистам. Поэтапно процесс выглядит так:
Перечень всех видов отходов представлен в Федеральном каталоге – ФККО. Они классифицируются по происхождению, агрегатному состоянию, химическому составу и экологической опасности. В списке есть и медицинские, а также отходы после их обеззараживания или утилизации. Однако это, по сути, ни о чем не говорит.
Нужен ли паспорт для опасного отхода, регламентирует закон «Об отходах производства и потребления». Сегодня его действие не распространяется на медицинские отходы. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, чья деятельность связана с образованием медотходов, руководствуются совершенно другой законодательной базой и не должны подтверждать класс опасности использованных медицинских инструментов или изделий.
Законодательство не обязывает медучреждения оформлять паспорта, в том числе на токсикологически опасные медицинские отходы класса «Г» – ртутьсодержащие приборы, непригодные дезинфицирующие средства, лекарственные препараты. Это, однако, не значит, что обращение медотходов происходит бесконтрольно.
Медицинские отходы также делят на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, по уровню негативного воздействия на окружающую среду. Обращение с ними регламентирует СанПиН 2.1.7.2790-10 – именно на него необходимо ориентироваться в отношении документации.
2024© МЕДСЕРВИС 24
+7 (495) 620-09-98, E-mail: info@medservise24.ru