Система управления медицинскими отходами в ЛПУ

Главная Блог Медотходы и особенности обращения с ними Система управления медицинскими отходами в ЛПУ
Время чтения: 10 минут

Сбор, накопление, вывоз опасных медицинских отходов – это сложный многоступенчатый процесс, который происходит в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10. В нем нет лишних действий, ничего не пускается на самотек, все продумано до мелочей, участие принимают только специально обученные люди.

Что такое схема управления медицинскими отходами в ЛПУ

Все действия по обращению с медицинскими отходами высокого класса опасности выполняют в соответствии с утвержденным руководителем ЛПУ планом. В нем указывают:

  • какие отходы и в каком количестве образуются;
  • каковы нормативы их образования в регионе;
  • какая тара и расходные материалы необходимы из расчета, что вывоз одноразовых пакетов производится раз в смену (не реже, чем раз в 8 часов), а контейнеров – раз в 72 часа;
  • какая кодировка принята в подразделениях для учета движения отходов;
  • порядок сбора с поэтажным планом здания и схемой транспортировки к местам временного хранения;
  • места накопления и кратность их вывоза;
  • способы обеззараживания, которые применяют на предприятии.
В плане обращения с медицинскими отходами разных классов в ЛПУ прописывают также алгоритм действий персонала в форс-мажорных ситуациях, например при рассыпании пакета или разливании контейнера. Документ описывает и то, как будет происходить обучение сотрудников правилам эпидемиологической безопасности.
На фото – сбор медицинских отходов в ЛПУ
Сбор и вывоз медицинских отходов в ЛПУ – это сложный механизм, который регулируется законом

Пошаговая разработка плана обращения с медотходами

Шаг 1. Количественный и качественный анализ образования отходов.

Количество образования медицинских отходов классов А, Б, В и Г индивидуально для каждого медучреждения и зависит от таких факторов:

  • профиль ЛПУ (реальный объем образования отходов всегда выше общепринятых нормативов в инфекционных, противотуберкулезных и микологических учреждениях);
  • наличие в составе ЛПУ отделений хирургического и реанимационного профиля, подразделений гемодиализа, станций переливания крови, лабораторий;
  • коечная емкость стационара;
  • территориальное расположение.

Шаг 2. Расчет количества расходных материалов для отходов каждого класса в местах образования.

Шаг 3. Определение оптимального способа обезвреживания и утилизации (на территории ЛПУ или с помощью специализированной организации).

Кто и как контролирует процесс

Руководитель ЛПУ утверждает инструкцию и назначает приказом ответственного. Этот сотрудник полностью контролирует обращение с медицинскими отходами классов А, Б, В, Г, определяет пути их транспортировки и схему удаления за пределы учреждения, участвует в подборе кадров. Он рассчитывает ежемесячную и годовую потребность в расходных материалах, приобретает и маркирует их, заключает договоры и в дальнейшем взаимодействует с компаниями, занимающимися вывозом и утилизацией.

В обязанности ответственного также входит:

  • контроль учетной документации;
  • обучение сотрудников, задействованных на разных участках, в специализированных центрах и на местах (система обращения с отходами предполагает наличие должностных лиц четырех уровней ответственности);
  • периодические плановые проверки правильности обращения с отходами в местах сбора и накопления;
  • если обнаружены нарушения – внеплановые проверки знаний сотрудников в отношении действующих правил и норм;
  • устранение нарушений.
На фото – сотрудник ЛПУ, ответственный за сбор, хранение и вывоз медицинских отходов
На фото – сотрудник ЛПУ, ответственный за сбор, хранение и вывоз медицинских отходов
Ответственный за обращение отходов в ЛПУ должен иметь сертификат, подтверждающий квалификацию

Как происходят сбор и транспортировка отходов высокого класса опасности в ЛПУ

Отходы собирают в одноразовые пакеты, а если у них есть острые края – в герметичные пластиковые емкости. Внутри многоразовых контейнеров или на специальных тележках их перевозят в места накопления и оставляют не более чем на сутки, а затем до вывоза перекладывают в морозильные камеры.

Из мест временного хранения пакеты и контейнеры забирают специализированные организации. Перевозить мусор класса А можно на том же транспорте, что и твердые бытовые и пищевые отходы. Многоразовые контейнеры моют и дезинфицируют при этом не реже одного раза в неделю.

К транспортировке отходов классов Б и В из поликлиник и других ЛПУ предъявляют более жесткие требования. Контейнеры моют и дезинфицируют после каждого опорожнения. Необеззараженные отработки разрешено везти только в специализированном транспорте:

  • кузов должен быть отделен от кабины водителя;
  • его оснащают приспособлениями для фиксации, погрузки и выгрузки тары;
  • в машине должны быть средства для экстренной дезинфекции (пакеты, перчатки, ветошь, дезинфицирующие средства, вода) на случай повреждения одноразовых емкостей;
  • если отходы хранились в холодильной камере и подлежат длительной перевозке (более четырех часов), используют охлаждаемый транспорт.
На фото – транспорт для перевозки опасных медицинских отходов
Согласно нормативам, транспортное средство для перевозки опасных медицинских отходов оснащают мобильной связью

Задача ответственного специалиста – обеспечить в ЛПУ условия для того, чтобы сбор и вывоз опасного мусора осуществлялся без нарушений законодательства, в соответствии с требованиями эпидемиологической и экологической безопасности. Результат зависит не только от того, насколько грамотно будет организован процесс внутри организации, но и от квалификации сторонней компании, с которой будет заключен договор.

Комментарии

Комментариев: (0)

Оставьте комментарий

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

Спасибо за оставленный комментарий!


Получите презентацию компании в pdf

Рассчитать стоимость контракта