Сбор, накопление, вывоз опасных медицинских отходов – это сложный многоступенчатый процесс, который происходит в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.2790-10. В нем нет лишних действий, ничего не пускается на самотек, все продумано до мелочей, участие принимают только специально обученные люди.
Что такое схема управления медицинскими отходами в ЛПУ
Все действия по обращению с медицинскими отходами высокого класса опасности выполняют в соответствии с утвержденным руководителем ЛПУ планом. В нем указывают:
- какие отходы и в каком количестве образуются;
- каковы нормативы их образования в регионе;
- какая тара и расходные материалы необходимы из расчета, что вывоз одноразовых пакетов производится раз в смену (не реже, чем раз в 8 часов), а контейнеров – раз в 72 часа;
- какая кодировка принята в подразделениях для учета движения отходов;
- порядок сбора с поэтажным планом здания и схемой транспортировки к местам временного хранения;
- места накопления и кратность их вывоза;
- способы обеззараживания, которые применяют на предприятии.
В плане обращения с медицинскими отходами разных классов в ЛПУ прописывают также алгоритм действий персонала в форс-мажорных ситуациях, например при рассыпании пакета или разливании контейнера. Документ описывает и то, как будет происходить обучение сотрудников правилам эпидемиологической безопасности.
Пошаговая разработка плана обращения с медотходами
Шаг 1. Количественный и качественный анализ образования отходов.
Количество образования медицинских отходов классов А, Б, В и Г индивидуально для каждого медучреждения и зависит от таких факторов:
- профиль ЛПУ (реальный объем образования отходов всегда выше общепринятых нормативов в инфекционных, противотуберкулезных и микологических учреждениях);
- наличие в составе ЛПУ отделений хирургического и реанимационного профиля, подразделений гемодиализа, станций переливания крови, лабораторий;
- коечная емкость стационара;
- территориальное расположение.
Шаг 2. Расчет количества расходных материалов для отходов каждого класса в местах образования.
Шаг 3. Определение оптимального способа обезвреживания и утилизации (на территории ЛПУ или с помощью специализированной организации).
Кто и как контролирует процесс
Руководитель ЛПУ утверждает инструкцию и назначает приказом ответственного. Этот сотрудник полностью контролирует обращение с медицинскими отходами классов А, Б, В, Г, определяет пути их транспортировки и схему удаления за пределы учреждения, участвует в подборе кадров. Он рассчитывает ежемесячную и годовую потребность в расходных материалах, приобретает и маркирует их, заключает договоры и в дальнейшем взаимодействует с компаниями, занимающимися вывозом и утилизацией.
В обязанности ответственного также входит:
- контроль учетной документации;
- обучение сотрудников, задействованных на разных участках, в специализированных центрах и на местах (система обращения с отходами предполагает наличие должностных лиц четырех уровней ответственности);
- периодические плановые проверки правильности обращения с отходами в местах сбора и накопления;
- если обнаружены нарушения – внеплановые проверки знаний сотрудников в отношении действующих правил и норм;
- устранение нарушений.
Как происходят сбор и транспортировка отходов высокого класса опасности в ЛПУ
Отходы собирают в одноразовые пакеты, а если у них есть острые края – в герметичные пластиковые емкости. Внутри многоразовых контейнеров или на специальных тележках их перевозят в места накопления и оставляют не более чем на сутки, а затем до вывоза перекладывают в морозильные камеры.
Из мест временного хранения пакеты и контейнеры забирают специализированные организации. Перевозить мусор класса А можно на том же транспорте, что и твердые бытовые и пищевые отходы. Многоразовые контейнеры моют и дезинфицируют при этом не реже одного раза в неделю.
К транспортировке отходов классов Б и В из поликлиник и других ЛПУ предъявляют более жесткие требования. Контейнеры моют и дезинфицируют после каждого опорожнения. Необеззараженные отработки разрешено везти только в специализированном транспорте:
- кузов должен быть отделен от кабины водителя;
- его оснащают приспособлениями для фиксации, погрузки и выгрузки тары;
- в машине должны быть средства для экстренной дезинфекции (пакеты, перчатки, ветошь, дезинфицирующие средства, вода) на случай повреждения одноразовых емкостей;
- если отходы хранились в холодильной камере и подлежат длительной перевозке (более четырех часов), используют охлаждаемый транспорт.
Задача ответственного специалиста – обеспечить в ЛПУ условия для того, чтобы сбор и вывоз опасного мусора осуществлялся без нарушений законодательства, в соответствии с требованиями эпидемиологической и экологической безопасности. Результат зависит не только от того, насколько грамотно будет организован процесс внутри организации, но и от квалификации сторонней компании, с которой будет заключен договор.
Комментарии
Комментариев: (0)
Оставьте комментарийСпасибо за оставленный комментарий!